От землетрясения в Турции и Сирии пострадали десятки тысяч человек, а сотни домов превратились в руины. Доктор физико-математических наук, заместитель директора Института физики земли РАН по инженерной сейсмологии и оценке сейсмической опасности Рубен Татевосян в эфире «МИР 24» заявил, что спрогнозировать подземные толчки практически невозможно.
«Предсказать землетрясение в конкретном месте и в конкретное время, чтобы эвакуировать людей и принять другие экстренные меры, – это туманная перспектива. Дело в том, что для прогноза нет надежной теории и моделей, потому что это очень многофакторное явление. В основном пользуются статистическими методами», – подчеркнул ученый.
Сахалин, Курилы и КамчаткаСамые сейсмоопасные регионы России
Он рассказал, что в 1960-1970-е годы была попытка наблюдать некие явления, которые считались предвестниками землетрясения. Но на практике наблюдались разные комбинации: нет предвестника – есть землетрясение, есть предвестник – нет землетрясения.
Рубен Татевосян отметил, что трагедия произошла в районе с высокой сейсмической опасностью, находящемся на месте сочленения трех крупных литосферных плит.
«С точки зрения ожидаемости, это сейсмическое событие нельзя назвать чем-то невероятным и произошедшим на совершенно пустом месте. Здесь больше можно удивляться тому, что так долго землетрясений не было», – заявил ученый.
Эксперт также отметил, что интенсивность сотрясения в зоне, наиболее близкой к очагу, могла достигать девяти баллов и характеризует произошедшее как очень сильное сейсмическое событие. Также уже произошло огромное количество афтершоков – повторных толчков. Они могут продолжаться еще на протяжении месяцев, но самые сильные афтершоки, по словам ученого, отмечаются через 10-15 дней после главного толчка.