Астрономы открыли экстремальную планету с атмосферой, похожей на земную

Ученые из Университета Лунда в Швеции впервые исследовали атмосферу одной из наиболее экстремальных известных планет. Она носит название WASP-189b, сообщает Nature Astronomy.

Согласно имеющимся данным, планета непригодна для жизни. Это газовый гигант, который вращается очень близко к своей звезде и поэтому сильно раскален. Планеты такого типа известны как «горячие юпитеры».

Существование таких планет противоречит текущим научным моделям. Считается, что газовый гигант не может образоваться так близко к звезде. Гравитация, радиация и интенсивные звездные ветры должны препятствовать слипанию газа, поэтому газовые гиганты способны сформироваться только в отдалении от светила.

Однако около 300 из 5000 всех известных экзопланет относятся именно к такому типу. Изучая их, астрономы рассчитывают лучше понять динамику планетных систем.

WASP-189b находится на расстоянии 322 световых лет от Земли. Она примерно в 1,6 раза больше Юпитера и вращается вокруг своей звезды с периодичностью в 2,7 земных суток.

Астрономы открыли «железную» экзопланетуАстрономы открыли экстремальную планету с атмосферой, похожей на земнуюЧем она похожа на Меркурий и возможна ли там жизнь?Температура на поверхности планеты достигает 3200 градусов по Цельсию – выше, чем у некоторых звезд. Когда она проходит между своей звездой и Землей, лучи преломляются в ее атмосфере – так ученые могут изучить ее состав.

В рамках нового исследования астрономы смогли проанализировать различные слои атмосферы, каждый из которых отличался своим химическим составом и характеристиками. Оказалось, что газовая оболочка планеты наполнена облаками газообразного железа, титана, хрома, магния, ванадия и марганца.

Ученые также выявили следы оксида титана, который раньше не удавалось обнаружить в атмосфере экзопланет. Это соединение редко встречается на Земле, но на WASP-189b его присутствие может способствовать формированию атмосферы.

«Оксид титана поглощает коротковолновое излучение, такое как ультрафиолетовое излучение. Его наличие может указывать на слой в атмосфере WASP-189b, который взаимодействует со звездным излучением аналогично озоновому слою на Земле», – отметил астрофизик Кевин Хенг из Бернского университета.

Исследование указало и на другое сходство атмосфер WASP-189b и Земли. Атмосфера газового гиганта оказалось слоистой, хотя слои выглядят совсем не так, как ожидали ученые. Вероятно, их нарушили сильные ветры или другие процессы.

Ученые отметили, что возможность так подробно изучить атмосферу другой планеты является новой вехой в астрономии. Ранее стало известно, что астрономы открыли экзолуну. Это второй подобный случай в истории.

Астрономы открыли экстремальную планету с атмосферой, похожей на земную