С 1 сентября в России вступают в силу основные положения закона о такси. Как он отразится на водителях из стран ЕАЭС, в эфире телеканала «МИР 24» рассказал заместитель директора департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Олег Артамонов.
Какие ключевые изменения содержатся в новом законе о такси?
– Ключевых изменений четыре. Первое – в законе появилась новая категория водителей такси, самозанятые. Это специальный налоговый режим, который сейчас проходит в России в эксперименте. Второе – введено новое требование о прохождении аттестации водителя на знание города, в котором он осуществляет свою деятельность. Третье – предоставляется разрешение на эту деятельность на бесплатной основе, что немаловажно. Еще одно изменение обусловлено цифровизацией и касается введения трех реестров: перевозчиков, такси и служб заказа такси. Все участники этого процесса становятся достаточно прозрачными.
Какие еще требования к водителю изменятся?
– Большинство требований останутся теми же самыми. Это медицинское освидетельствование, требования по допуску водителя к управлению. Он обязательно должен пройти аттестацию на знание города. У водителя не должно быть повторного лишения прав и он не должен быть арестован за административные нарушения в области дорожного движения, не должен иметь неснятую судимость за нарушения и за день до перевозки не должен иметь более трех неуплаченных штрафов за нарушения ПДД.
Это все новые условия?
Беспилотники на дорогах МосквыКак будут работать такси без водителей?– Это одни из условий, есть и другие. Если водитель хочет работать в такси, то он должен заключить трудовой договор с работодателем, который такие услуги предоставляет, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или оформиться в качестве самозанятого. Требования о стаже и о медицинских противопоказаниях остаются прежними.
То есть при соблюдении всех этих норм его допускают? Если что-то не соблюдено, он работать не сможет?
– Да.
У водителей, в частности, пассажирского транспорта, есть понятие предрейсовый осмотр. Как-то изменится положение о нем?
– Предрейсовый осмотр не изменится, он должен быть пройден в тех медицинских организациях, которые обладают соответствующими лицензиями. Индивидуальные предприниматели и самозанятые проходят медицинское освидетельствование одинаково.
Как будет контролироваться соблюдение норм труда и отдыха у водителей такси?
Цифровые профили, беспилотные авто и авиаперевозкиКакое будущее ждет такси?– Для тех водителей такси, которые наняты по трудовому договору у работодателей, контроль осуществляет сам работодатель. Он следит за всеми нормами трудового права и рабочего времени этого водителя. Что касается самозанятых, то с 1 сентября 2023 года они будут обязаны вести журнал учета рабочего времени, в котором отражать все необходимые параметры своей работы.
Вы говорили про одно из условий допуска к работе таксистом – отсутствие непогашенной судимости. Как гражданин, приехавший из другой страны ЕАЭС, будет доказывать ее отсутствие?
– Если таксист заключает трудовой договор, при оформлении на работу он должен предоставить работодателю две справки об отсутствии судимости. Первая в стране гражданского происхождения, и вторая в стране осуществления трудовой деятельности. Что касается самозанятых, то эти две справки они должны представить тогда, когда будут получать разрешение на деятельность в такси. Есть специальные информационные ресурсы в каждой стране, где эти справки можно получить.
Когда вступает в силу требование об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков?
– У этого требования установлен отлагательный период продолжительностью в один год. Это требование вступит в силу 1 сентября 2024 года.
Почему с задержкой на год?
– Законодатель решил сначала дать некое послабление, чтобы адаптироваться к деятельности, которую будут осуществлять водители такси. Потом требования будут ужесточены.