Православный искусствовед рассказал, как сохранить «Троицу» Андрея Рублева вне музейных залов

Икона «Святая Троица» кисти Андрея Рублева будет выставлена 4 июня 2023 года, на праздник Троицы, в храме Христа Спасителя. Напомним, что по решению президента России Владимира Путина эта реликвия была возвращена Русской православной церкви. В течение года икона будет оставаться в храме Христа Спасителя в Москве для общенародного поклонения. После этого она займет историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Как следует относиться к тому, что знаменитая икона покинет свое место в Третьяковской галерее, в интервью MIR24.TV рассказал искусствовед, заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института, преподаватель церковного искусства Александр Копировский.

«Я бы не стал ставить вопрос о том, что это в большей степени – произведение искусства или церковная принадлежность. Это прекрасное произведение искусства, неразрывно связанное с церковью, – говорит искусствовед. – Ведь все иконы рождены в лоне церкви, и какие бы гениальные художники их не писали, они все равно были вдохновлены не личным талантом, а той культурой, которая была прямо связана с церковью».

По словам Александра Копировского, в императорской России отдельные иконы время от времени изымались из храмов и экспонировались в музеях для их лицезрения всеми желающими.

Знаки масонов и предсказание о крахе династии РомановыхПравославный искусствовед рассказал, как сохранить «Троицу» Андрея Рублева вне музейных заловЗагадки и легенды Казанского собора

«Это старая дореволюционная практика, и ее надо было бы всемирно продолжать, – говорит эксперт. – Но поскольку при советской власти началась антирелигиозная кампания, то заодно пострадали очень многие произведения искусства – просто потому, что им была приклеена этикетка «опиум для народа». Предполагалось, что все это надо уничтожать. Известный искусствовед Виктор Лазарев писал, что в тридцатые годы были выставки, где прекрасные древние иконы выставлялись в одном ряду с бальными туфельками и кандалами – народу показывали их как средство эксплуатации. Конечно, музеи этому сопротивлялись и старались сохранять произведения искусства. Благодаря им многие реликвии были спасены. Но все же нельзя забывать, что отделение этих вещей от церкви было просто принудительным ограблением. Их перемещали не путем договора и передачи в музей со всеми формальностями и с исполнением требований сохранности. Все эти вещи просто отняли у церкви».

Поэтому сейчас их возвращение – это акт исторической справедливости, считает искусствовед. «Главный вопрос состоит в том, как это правильно сделать. Абсолютным приоритетом должна быть сохранность «Троицы». Известно, что ранее для Владимирской иконы Божьей Матери уже были созданы особые условия хранения. Ее поместили в специальную герметичную капсулу, которая оформлена в виде деревянного киота. В капсуле круглосуточно контролируются температура и влажность, она подключена к компьютеру и специальным датчикам. Таким образом на икону не влияют внешние условия, режим хранения поддерживается специальной аппаратурой. Вот такую же капсулу нужно изготовить и для «Троицы» Андрея Рублева», – говорит Копировский.

По словам православного искусствоведа, все действия в отношении этой иконы и других церковных ценностей нужно предпринимать взвешенно, приложив все усилия для сохранения этих вещей. «И тут ничьи амбиции не должны преобладать. Мы работаем в целом на сохранение и культуры, и нашей духовности. И перегибов тут быть не должно, – отмечает Александр Копировский. – Если в дальнейшем захотят передавать церкви и другие произведения исключительной художественные ценности, то нужен именно такой подход – только на условиях абсолютной сохранности, под постоянным контролем музейных сотрудников. Нужно обеспечить условия хранения произведений искусства вне музейных залов, приложив для этого всю научную мощь, которая есть в нашей стране на сегодняшний день. Я думаю, что сделать это можно. Для этого должны потрудиться в том числе и музейные сотрудники, поскольку у церкви пока отдельных реставраторов и музейных специалистов высокого класса нет».

«Если же передача произведений церковного искусства будет более широкой, то тут надо смотреть – если можно соблюсти все необходимые условия для их сохранения, то передавать их нужно. А если этого сделать нельзя, то условия нужно постепенно создавать. Мы слишком много потеряли благодаря страшной политике атеистического государства, и больше терять мы не можем. Поэтому нужно соблюсти все условия, чтобы эти бесценные произведения сохранились, и обеспечить доступ к ним. Вначале это будет не очень просто, поскольку есть инерция в обе стороны, но ее надо преодолевать», – подытожил Копировский.

Православный искусствовед рассказал, как сохранить «Троицу» Андрея Рублева вне музейных залов

Православный искусствовед рассказал, как сохранить «Троицу» Андрея Рублева вне музейных заловПравославный искусствовед рассказал, как сохранить «Троицу» Андрея Рублева вне музейных заловПравославный искусствовед рассказал, как сохранить «Троицу» Андрея Рублева вне музейных заловПравославный искусствовед рассказал, как сохранить «Троицу» Андрея Рублева вне музейных залов

Источник

От admin

Жизнь чем-то похожа нa шведский стол… Кто-то берет oт неё, сколько хочет, другие — скoлько могут… кто-то — сколько совесть позвoляет, другие — сколько наглость. Но прaвило для всех нас однo — с собой ничего уносить нeльзя!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.