Российские ученые нашли самые ранние следы человека в Арктике

Люди современного типа появились в Арктике около 40 тысяч лет назад, заявили ученые из Института ядерной физики имени Г.И. Будкера Сибирского отделения РАН. Они сделали такой вывод после анализа обработанных костей животных, найденных в низовьях Оби, сообщает сайт научного учреждения.

История заселения Арктики современными людьми (Homo sapiens sapiens) давно интересует ученых. Долгое время считалось, что 12-30 тысяч лет назад север Западной Сибири был покрыт большим ледником и совершенно необитаем.

Но новые исследования с помощью таких методов, как AMS-датирование и оптико-стимулирующая люминесценция, проведенные российскими учеными и их коллегами из Европы, показали – на самом деле оледенение существовало гораздо раньше, 60-90 тысяч лет назад. Древний ледник располагался к северу от Салехарда.

Арктика под угрозойРоссийские ученые нашли самые ранние следы человека в АрктикеКак глобальное потепление влияет на северное побережье России?«Это уже совершенно другая палеогеографическая картина», – отметил руководитель исследовательского проекта, завлабораторией Института геологии и минералогии имени Соболева СО РАН Иван Зольников.

В 2020 году в нижнем течении Оби был найден древний костеносный культурный горизонт, растянувшийся на десятки метров. Там обнаружили древние артефакты, в частности, обработанные рукой человека рога оленей.

Ученые при помощи метода ускорительной масс-спектрометрии (УМС) установили, что возраст рогов составляет 40 тысяч лет (с погрешностью около 50 лет). Можно сделать вывод, что в это время в Арктике уже жили племена людей, умевших изготавливать различные орудия. Это самые ранние известные свидетельства пребывания современных людей в этом регионе.

Ученые добавили, что кости были обнаружены в отложениях древнего ручья, который существовал 20-40 тысяч лет назад. Сейчас он сместился на несколько метров.

Ранее сообщалось, что следы предков человека нашли на «крыше мира» – на Тибетском (Гималайском) плато. Там обитали как наши предки, так и денисовцы – вымерший вид архаичного человека.

Российские ученые нашли самые ранние следы человека в Арктике