В этот день 130 лет назад Павел Третьяков решил подарить Москве созданную им художественную галерею. К этому моменту коллекция насчитывала больше тысячи картин русских художников, а также полсотни работ иностранных мастеров. Корреспондент «МИР 24» Елена Ширяева о том, как столичный предприниматель создал самый знаменитый музей в стране.
«В кабинете Третьякова были рамы и картины без рам. Он любил заниматься тем, что сам чинил картины, покрывал их лаком», – рассказала заведующая Музеем Павла и Сергея Третьяковых Маргарита Корнилина.
В доме, где родился Павел Михайлович, теперь восстанавливают его биографию. В этих комнатах он провел детство. Тут же он влюбился в искусство и в свой народ.
«Вокруг дома в Толмачах был фруктовый сад, который Павел Михайлович был вынужден вырубить, чтобы построить там здание Третьяковской галереи. Это расстраивало его жену. Но он пожертвовал комфортом семьи ради галереи», – отметила Корнилина.
Вопреки стереотипам, Третьяков богатым не был. Павел Михайлович ездил в простом экипаже, ходил в одежде одного кроя, не пил вина, не посещал светские рауты. Из развлечений позволял себе лишь премьеры в Большом и, конечно, картины.
Создавалась Третьяковская галерея на деньги от льняной мануфактуры в Костроме. Это был основной бизнес Третьякова. Там производили пряжу, постельное белье, ткани для обивки мебели, холсты. Но главное – это был не просто завод, а целый город, там Павел Третьяков построил школу, общежитие, родильный дом. К тому моменту мануфактура была одной из самый благоустроенных в России.
В 27 лет Третьяков завещал подарить галерею Москве. Тогда в столице не было публичных музеев, а владельцы частных коллекций пускали к себе лишь избранных. Третьяков же за свой счет открыл бесплатный и для всех.Царские творенияХудожники из рода Романовых«Галерею посещает семья Александра III, это написано в мемуарах. Александр III остановился перед картиной «Боярыня Морозова» и говорит: «Неплохо было бы, чтобы она оказалась в музее Петербурга». А Третьяков отвечает: «Она уже принадлежит не мне, а городу». И император поклонился Третьякову», – рассказала заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова.
Третьякова давно нет, а его дело живет. Владимир Смирнов подарил галерее более ста работ молодых художников. Просто так.
«Это не долг перед искусством, перед родиной. Это радость. Это естественное состояние человека», – отметил меценат, предприниматель, основатель Фонда поддержки современного искусства «СФЕРА» Владимир Смирнов.
Одна из подаренных работ Третьяковке – «Змейка» художницы Ани Желудь. Автор показывает: искусство не обязательно должно быть плоским и с красками на холсте.
Принять в дар – не просто повестить картину в зале, это еще значит следить за ее состоянием. Возвращать шедевры к жизни – тоже искусство. Эта икона XVIII века «Обретение Христа» почти потеряла авторский почерк. Художнику-реставратору Ирине Владимировой предстоит отыскать под слоями времени и первых реставраций автора. И тут главное – следовать врачебному правилу «не навреди».
«Картине хорошо, когда ее понимают. Если состоялся диалог, после реставрации они начинают улыбаться», – поделилась специалист.
Все они, наследники Третьякова, продолжают его дело. И терем русской культуры на Лаврушинском переулке, как и завещал основатель, открыт для всех.